В VI созыве парламента, скорее всего, окажется опять много очень знакомых лиц. За которыми тянется шлейф скандалов. Которые, будучи миллионерами, в своих декларациях указывают только официальную зарплату на госслужбе и какое-нибудь захудалое имущество родственников. Которые забывают, что поисковые системы хранят старые заявления, быстро отказываются от своих слов и твердят прямо противоположное, и которым за это совсем не стыдно. Которые объединяются с врагами и ссорятся с друзьями из-за передела власти.

В новый созыв попадет немало известных общественности не только по предыдущему созыву, но и по пред-предыдущему и даже пред-пред-предыдущему. Казалось бы, ну раз новый парламент штурмуют опытные политики, не первый раз участвующие в выборах, они должны быть привержены каким-либо принципам. Но эта история для Великобритании или США или иных развитых стран, где парламентаризм — это идеологическая платформа, часть сознания, нечто, имеющее определенные принципы и устои.

В Кыргызстане все как раз наоборот. Парламентаризм у нас — ширма, за которой скрывается борьба по протискиванию в парламент любой ценой, когда важнее не программа с указанными там целями и сроками их достижения, а стоимость мест в первой двадцатке списка. И главное — переговоры с президентом, его аппаратом и ближайшими соратниками, влияющими на решение главы государства. Какие программы партии? Какие интересы электората? Какое развитие страны? На кону — карьера, доходы, бизнес и будущее… на свободе или в камере СИЗО? Эти выборы проходят отчаянно: в публичном пространстве на пиар многие решили сильно не раскошеливаться, зато в кулуарах стая политических волков живет по принципу «или я его съем, или он меня».

Конечно, можно нынешнее состояние парламентаризма в стране назвать издержками развития, мол, в развитых странах он строился не одно столетие. Но пока факт остается фактом — парламентской республики по своей сути нет, об этом говорится только в Конституции (хотя кто ее читает, если даже руководство страны, судя по действиям и заявлениям, не считает ее Основным законом).

О том, что новые выборы пройдут опять по понятиям, красноречиво говорит статистика.

Во-первых, в пятый созыв парламента попали три известные партии (СДПК, «Ата Мекен» и «Ар-Намыс») и две слепленные ради выборов («Республика» и «Ата-Журт»). Работа парламента как раз показала: искусственно созданные политобъединения рассыпались на депутатские группы. Выборы-2015 тоже проходят аналогичным образом. К парламентским выборам проснулись зарегистрированные несколько лет назад партии «Бир Бол», «Кыргызстан», «Онугуу», начавшие пиар-активность буквально несколько месяцев назад. Так что можно не сомневаться, если они пройдут в парламент в результате переговоров, то внутри члены фракций будут расходиться, объединяться, то дружить с властью, то ругаться. Что, собственно, власти и надо — разделяй и властвуй.

Во-вторых, партии объединяются не на основе платформ, а лишь бы попасть в Жогорку Кенеш. Такой вот парламентский свинг. Если одна организация сильна на севере, а вторая на юге республики, то надо заявить о слиянии и браке по расчету, даже если члены партий друг друга терпеть не могут. Так появились партии-сиамские близнецы — «Республика — Ата-Журт» и «Бутун Кыргызстан Эмгек».

Можно не удивляться, если конъюнктура заставит поменяться эти полупартии своими половинками ради политического секса. Малоизвестная партийная мелочь, где известен разве что председатель или основатель, вливается в партии толстосумов в надежде, что хотя бы один человек в первую двадцатку попадет.

В-третьих, внутри партий происходит броуновское движение. Политики, проходившие по одному списку в 2010 году, начали изменять своей фракции с депутатской группой, а потом вовсе откололись и перешли к ее политическим оппонентам. Политики с репутацией проамериканцев идут в партию, якобы ориентированную на Россию. И наоборот. Националисты объединяются с либералами, социалисты с демократами, оппозиционеры с политиками, которые «легли» под президента давно и безнадежно. Заигрывающие с аппаратом президента держат кинжал за пазухой. Потому что публичный имидж кандидатов, словно рубашка, которую они в действительности могут то надевать, то нет.

Списки партий, участвующих в выборах, будут публиковаться после съездов партий до 20 августа. Но уже многие политики сделали свои заявления. По таблицам ниже видно, как поредели ряды парламентских фракций нынешнего созыва и как представители одних фракций мигом перебежали в другие, потому что надеются, будто держат нос по ветру, и с новой вывеской им будет проще оказаться в новом составе парламента.

Так, из 120 депутатов еще в период работы парламента вышли из фракций или основали свои партии, оставаясь во фракции, 22 человека — 18,3%.

Пойдут на выборы с другими партиями или просто ушли из своих 42 действующих парламентария. И это только по информации, публично озвученной на настоящий момент. Когда списки партий станут известны, то, скорее всего, окажется, что таких гораздо больше. Но по открытым данным пока это 35%. И это если еще не брать в расчет, что временные образования — партии «Республика» и «Ата-Журт» — объединились, хотя депутаты работают от разных фракций.

При составлении таблиц в списках указаны как депутаты, которые прошли в парламент в 2010 году, так и появившиеся в течение пяти лет. Поэтому количество квот не соответствует количеству имен в списке. Кроме того, указаны предварительные данные на сегодняшний день — информация собрана на основании открытых источников, с помощью звонков депутатам. Таблицы будут периодически обновляться.

Выборы-2015: куда бегут депутаты из своих фракций?

Выборы-2015: куда бегут депутаты из своих фракций?

Выборы-2015: куда бегут депутаты из своих фракций?

Выборы-2015: куда бегут депутаты из своих фракций?

Выборы-2015: куда бегут депутаты из своих фракций?