Самые популярные автомобили среди депутатов Жогорку Кенеша текущего созыва — Lexus и Toyota Land Cruiser. Об этом свидетельствуют данные декларационной кампании, результаты которой публикует Государственная кадровая служба.
Так, на разного рода Lexus (а преимущественно все же на Lexus LX 570) ездят как минимум 15 народных избранников. При том, что на все 120 деклараций парламентариев указано лишь 45 автомобилей (это те, владельцы которых не забыли обозначить марку своего железного коня), 15 внедорожников премиум-класса это не так уж и мало — ровно треть парламентских автовладельцев.
На втором по популярности месте — не менее внушительная Toyota Land Cruiser. На таких авто разъезжают почти 18% собственников авто Жогорку Кенеша (иными словами восемь человек). В тройку популярных вошел также Merсedes — большая часть образцов немецкого автомобилестроения, принадлежащих нардепам (шестерым), — легковые, но не все. На главного парламентского социал-демократа Чыныбая Турсунбекова, к примеру, зарегистрирован микроавтобус Mercedes-Benz. Четвертое место (по два экземпляра) заняли британский люксовый внедорожник Range Rover и компактный японский кроссовер Toyota RAV4.
Кстати, среди заурядных Audi, Nissan и Daewoo, представленных в личном депутатском автопарке по одному экземпляру, внезапно оказались и весьма необычные образцы. К примеру, такие навевающие воспоминание о Советском Союзе марки, как «Жигули» и ГАЗ-53. Грузовик записан на атажуртовца Курмантая Абдиева, а легковушка принадлежит его однопартийцу Азамату Арапбаеву (впрочем, не спешите удивляться, в гаражах обоих депутатов кроме образцов российского автопрома стоит и по одному из тех пятнадцати Lexus’ов). Наиболее же эксцентричным транспортным средством в Жогорку Кенеше владеет депутат от фракции СДПК Олег Домшенко — помимо BMW 525 в собственности у законотворца оказался спортбайк Kawasaki Ninja ZX6R.
Что же касается расклада по автопарку членов правительства (в том числе и тех, кто в прошлом году сменил должности), здесь картина оказалась другой, если не считать того факта, что большая часть представителей исполнительной власти, как и парламентарии, предпочли оставить графу «движимое имущество» пустой.
Из 131 указанной в декларации автомашины (полтора десятка из них, к слову, либо не имеют модели, либо вовсе обозначены без изысков — словом «автомобиль»), 20% (27 штук) это — Mersedes, Lexus же попал на второе место — на таких внедорожниках официально ездят 15 членов кабмина (это 11,5%). Бронза в списке правительственных пристрастий отошла вполне бюджетному кроссоверу Honda CRV, а четвертое и пятое место заняли (внимание!) Audi-100 и (уже более ожидаемо) Toyota Highlander. На «старушках» катаются 4,5% автовладельцев правительства (шестеро), на солидном образце японского автомобилестроения — 3,8% (пять человек)
Так же, как и среди депутатов, в кабмине обнаружились оригиналы, не расстающиеся с раритетом. Так, теперь уже бывший замглавы Государственной таможенной службы Мурат Джакыпбаев владеет микроавтобусом 1987 года выпуска — «РАФ-2203». Ровесница этого латыша, советский внедорожник «ВАЗ-2121» (а проще говоря «Нива») принадлежит директору департамента механизации и энергообеспечения Минсельхоза Нурланбеку Кожогулову. В тройке нестандартных — Исхак Масалиев, занимавший до апреля 2014-го должность главы Государственной налоговой службы. В автопарке коммуниста — южнокорейский микровэн Daewoo Labo.