Ох, уж это образование! Сколько обсуждений, домыслов, нареканий вызывает оно в обществе.
Отчего происходит так, на прошлой неделе журналистам рассказала аудитор счетной палаты Уктомхан Абдуллаева на встрече, организованной Институтом политики развития.
Бытующее мнение о том, что миром правят деньги, давно укрепилось в нашем обществе. Но благо, если владеющие ими, умеют пустить средства в нужное русло, правильно распорядиться. В образовании, похоже, каждый отвечает сам за себя, нет слаженной работы системы как государственной структуры в целом. Со слов аудитора, нет здесь и четкого определения приоритетов в финансировании. Например, ученый совет Кыргызской академии образования из 78 наименований учебников и учебных материалов для 1 класса, представленных на экспертизу, утвердил только 20 наименований, 26 отправил на доработку, 12 на повторное рассмотрение. Несмотря на это, Министерство образования и науки издало все представленные учебники. В результате неэффективно и нерационально использовали 56,3 миллиона сомов.
Решив продвинуть знания наших школяров в иностранных языках, Азиатский банк развития (АБР) профинансировал приобретение лингафонного и аудиовизуального оборудования на сумму 14 миллионов сомов, а также компьютерного оборудования на 17 миллионов сомов. Однако сделанная в последствии АБР оценка использования выделенных средств и посещение пилотных школ выяснили, что оснащение 90 школ лингафонным оборудованием не оказало какого-либо заметного влияния на качество образования.
Кроме того, АБР выделял еще деньги на повышение доступа к качественному образованию для детей с ограниченными возможностями – 1 миллион долларов США, однако и здесь было выявлено, что сооруженные за счет поступивших средств пандусы сделаны некачественно, а поверхность многих из них начала разрушаться.
В Министерстве образования и науки отсутствует четкая система распределения издания учебников по регионам. Тиражи распределяются в отсутствии данных о наличии учебников в библиотечных фондах, где уже давно не проводилась инвентаризация.
Проведенная в 2013 году инвентаризация оказалась некачественной и не дала ожидаемого результата.
— Наш госинпектор проверил 30% школ, где провели инвентаризацию книжного фонда, и выявил недостачу 4 наименований книг, составляющих около 1400 экземпляров. Учебник по английскому языку под авторством Юсупова, на основании заключения методического и экспертного совета по иностранному языку г. Бишкек, не соответствовал государственному стандарту, поскольку в нем не указывается транскрипция, имеются грамматические и орфографические ошибки. В проверенном книжном фонде был выявлен остаток названного учебника в 1785 экземпляров, но, тем не менее, 37,7 миллиона сомов грантовых средств почему-то были направлены на издание именно этого учебника. Не соответствует госстандарту учебник по алгебре для 10 класса под редакцией Соломатина, выпущенный в 2002 году и повторно переизданный в 2010 году тиражом 49 тысяч экземпляров на сумму 5,6 миллиона сомов.
По данным бухгалтерского отчета Министерства образования и науки, остаток на складах учебников для 1-10 классов составляет 96,8 экземпляра на 13,3 миллиона сомов – это учебники, которые необходимы сегодня.
Несмотря на то, что компьютер стал просто неотъемлемой частью работы, а для многих и в жизни, лишь 90% школ имеют компьютерные классы. Всего среди школ республики аудиторы насчитали 22 тысячи 85 компьютеров, из которых в рабочем состоянии только 16 тысяч 567 единиц. В среднем на одну школу приходится 8-10 компьютеров. Для полного оснащения школ необходимо 312 миллионов сомов. Из бюджета выделяется лишь 5% от этой суммы.
Проблема нехватки учебников остро зазвучала после распада Союза. Было время, когда родители покупали их сами практически по всем предметам, да и сейчас такое случается. Довольно часто мы слышим о бесплатных поставках учебников в наши образовательные учреждения со стороны России. Но, как не хватало учебников, так и не хватает их и поныне. Получается, что в министерстве просто нет, так сказать, специалистов которые могли бы мыслить логически и проанализировать всю ситуацию, ведь где-то может быть учебников по предметам в избытке, а где-то их не хватает. Однако, анализировать, видимо, нам не свойственно. Да и откуда взяться думающим специалистам? Ведь, как сказала У. Абдуллаева, срез знаний, проведенный Министерством образования и науки два года назад, показал, что специалисты по юридическим, экономическим и медицинским направлениям имеют низкое качество знаний. Так, по медицинским специальностям в девяти проверенных вузах средний балл составил 2,6% при пятибалльной системе оценки, по юриспруденции в 24 вузах – 2,5-3%, по экономическим специальностям в 50 вузах – 2-3,5 балла.
Вот такие грамотеи скоро пополнят и министерские ряды. Что тут говорить о логическом мышлении? Если бы они хотя бы считали правильно, и то хорошо. Ну а врачам со средней оценкой 2,6% сложно доверить и совсем «холодных» пациентов.
Вот и получается, что издаем книжки, закупаем оборудование, как принято говорить – осваиваем грантовые деньги – а нужно ли? Сплошь «волшебники недоучки», которые в своем образовании даже на твердую «троечку» плоховато тянут.
Сегодня в республике работают 55 вузов, из них 34 – государственных и 21 – частный. На 1 миллион населения в Кыргызстане приходится 28 вузов, а вот в Великобритании – стране, где одна из лучших систем профессионального образования – приходится всего 2 вуза, в соседнем Казахстане – 10 вузов. Мы, как видно, впереди планеты всей.
Стараясь выжить в конкурентных условиях, многие вузы готовят специалистов по так называемым «престижным» специальностям: юристов, экономистов. Юристов ежегодно выпускают 3500 специалистов, а надобность в таких кадрах всего порядка 200 человек. Экономистов выпускается около 8100, на трудоустройство могут рассчитывать лишь 2200.
— От такого количества вузов теряет не только бюджет республики, но и родители. Погоня за ростом числа студентов приводит к тому, что по разным причинам они отчисляются. По проверенным нами вузам отчислено 338 студентов – это бюджетники. Таким образом, потеря составила 12,5 миллиона сомов. Сегодня ситуация не меняется, – сообщила У. Абдуллаева.
Как отметила У. Абдуллаева, в Министерстве образования не владеют данными общих суммах, поступающих в систему образования. Для аудиторов озвучивается лишь цифра в 7 миллиардов сомов, выделяемых из республиканского бюджета. Сколько денег поступает через родительские фонды, в министерстве не знают. А нехватка средств все же существует. Одним из выходов по-прежнему видятся родительские взносы.
— Использование подобного софинансирования со стороны родителей представляется возможным при сочетании двух условий: первое – сбор и расходование поступающих средств должно осуществляться совершенно прозрачно; второе – сумма собираемых средств должна соответствовать возможностям семей. К сожалению, сейчас сборы носят неофициальный и неурегулированный характер. Сумма частных затрат на образование часто оказывается непосильной для многих семей. Чтобы узаконить родительскую плату, необходимо нормативное положение, которого нет в системе образования, – прокомментировала У. Абдуллаева.
Реформировать нашу систему образования пытались многие: иностранцы навязывали свои подходы, мы сами чего-то старались внедрить с учетом нашей действительности… Факт таких внедрений налицо – все меньше детей хотят стать учеными, инженерами, рабочими, а больше тянутся к «денежным» специальностям. Новый министр образования и науки полна намерений изменить сложившуюся ситуацию. Надеемся, что ее шаги будут более эффективными, чем у ее предшественников.
Елена ЖОЛОБОВА.