В декабре прошлого года президент страны А. Атамбаев подписал договор о вступлении Кыргызстана в Таможенный и Евразийский экономический союзы (ЕАЭС). Но до сих пор не утихают дискуссии между политиками, экономистами, бизнесменами и гражданским обществом о том, ждет Кыргызстан развитие или финансовая зависимость, и сможем ли мы конкурировать с российско-казахско-белорусскими «бизнес-акулами»?
Обсуждение проблем и возможностей евразийской интеграции, развития многосторонних взаимовыгодных проектов со странами ЕАЭС прошло в КРСУ во время научно-практической конференции на тему «Евразийская интеграция: курс на развитие».
В ней приняли участие представители государственного аппарата, бизнеса, международных организаций, эксперты и молодежь из столичных вузов.
Организовали и провели мероприятие филиал Фонда развития «Институт евразийских исследований» в Кыргызской Республике и фонд «Евразийцы – новая волна».
У ЕАЭС немало проблем…
Споры вокруг ЕАЭС (ТС) возникают тем более, что сама история существования и развития Таможенного союза (ТС), трансформированного затем в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), полна не одними лишь положительными моментами.
Союз развивается динамично, но получил сильное внешнее сопротивление. Как считает Елена Кузьмина, завсектором экономического развития постсоветских государств института экономики РАН (РФ), Евросоюз почувствовал в его лице «нового сильного конкурента, с появлением которого меняются мировые правила, выравниваются силы».
Экономический рост стран-членов ЕАЭС был в прошлом году неоднозначным, причем рост наблюдался у Казахстана и Беларуси, у России – спад. Во всех странах ЕАЭС сократился товарооборот на 60-70% (максимально – в РФ). И больше всего на это повлияли падение цен на нефть, события на Украине (беря в расчет только экономику), антироссийские санкции и российские контрмеры. Самая сильная атака наблюдалась в декабре прошлого года на российский рубль, которая негативно отразилась на всех странах союза и даже на тех, кто не входит в ЕАЭС, но имеет экономические связи с Россией.
Союз не достиг в прошлом году желаемых результатов – в связи с сокращением инвестиций были исполнены не все программы развития, как, например, запланированная модернизация машиностроительной отрасли.
«Подкашивают» союз и другие внешние и внутренние проблемы: растущее влияние развивающегося быстрыми темпами Китая, неоднозначное отношение к самому союзу как внутри стран-членов ЕАЭС, так и претендентов на вступление в него.
Многие новые члены, среди них и Кыргызстан, опасаются потери суверенитета при передаче части национальных полномочий в евразийские органы.
– Но эти страхи необоснованны. ЕАЭС работает по принципу «1 страна = 1 голос». То есть если одна страна сказала «нет», то решение не проходит. Экономики стран-членов нельзя сравнивать, поскольку качество экономик стран разное.
Другая внутренняя проблема ТС/ЕАЭС – унификация законодательств и стандартов. Процесс идет медленно, стороны приходят к компромиссу через долгие жаркие споры буквально по каждому крупному предприятию каждой страны-члена союза.
Завершена огромная работа по электронному документообороту. Уже скоординированы 50 нормативно-правовых документов по транспортной, энергетической отраслям, рабочим ресурсам, промышленной политике. Впереди еще много работы и трудностей. Но вспомните: ЕАЭС всего 4 года, а Евросоюзу, с которым его часто сравнивают, – около 60 лет, – подчеркнула экономист.
… но Кыргызстан прорвется!
У нашей страны на этом непростом фоне открываются реальные возможности и даже преимущества перед другими членами ЕАЭС. Так, по мнению Елены Кузьминой, в Кыргызстане более дешевая рабочая сила; электроэнергия дешевле в 4 раза, чем в Казахстане, и в 6 раз, чем в России, а налог на добавленную стоимость составляет 12%. Для сравнения: в РФ он составляет 18%, в Казахстане еще выше – 20%.
На этом фоне, как прогнозируют местные и российские экономисты, для КР открывается возможность роста экспорта, ожидается приток инвестиций в горнодобывающую и легкую промышленность, гидроэнергетику, машиностроение, развитие пищевой промышленности, в том числе сельхозпродукции.
– Нужно укрупнять производства в сельском хозяйстве и швейной отрасли, потому что мелкие компании и хозяйства при выходе на внешний рынок (а он будет огромен!) вряд ли выживут. Ведь и конкуренция усилится, – предупредила участников и слушателей Елена Кузьмина.
Ей вторит исполнительный директор Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг КР Санарбек уулу Алишер.
– С возникновением Таможенного союза границы закрылись, торговый поток остановился, поскольку торговля шла в основном с Россией и другими странами ТС/ЕАЭС. Торговцы закупали товары заранее, а товар не сбывался. В итоге бюджет Кыргызстана в прошлом году недополучил 2 млрд. сомов. Кризис торговли летом-осенью прошлого года сказался на сфере услуг, и уже в декабре прошлого года мы все почувствовали его на себе – кризис отразился на социальной сфере. Поэтому было принято решение вступать в Таможенный союз, сейчас ЕАЭС. Бизнес-сообщество КР совместно с правительством страны пришло к единому мнению – проголосовали «за». Вступление в ЕАЭС выгодно для Кыргызстана. В противном случае нашу страну ожидает огромный экономический кризис. Выбор уже сделан. Сейчас нашему правительству нужно думать о конкурентности наших предприятий и товаров. Необходимо развивать инновационные, наукоемкие сектора производства, – заключил он.
Олег Панкратов, советник премьер-министра КР, также видит экономическое развитие Кыргызстана в интеграции:
– Любая страна может развиваться только через торговлю и стремится расширить свои торговые границы. Кыргызстану важно не потерять свой экспорт, 80% нашего экспорта потребляют страны ТС и лишь 20% – другие страны. Потеряем их – получим отрицательный экономический эффект. Вступив в ЕАЭС, мы не закрываемся от экспорта нашей продукции в другие страны мира. Но надо понимать, что там нас никто с распростертыми объятиями не ждет. Европейские страны закрыли свой рынок, создали свои барьеры – Евросоюз. И пробиться на их рынки непросто, а конкурировать с ними – еще тяжелее, чем со странами ЕАЭС.
Среди несомненных плюсов все присутствующие отметили единый рынок труда. Теперь нашим трудовым мигрантам не потребуется оформление дополнительных документов, они будут социально защищены и могут претендовать на более квалифицированную и высокооплачиваемую работу, чем трудовые мигранты из Узбекистана и Таджикистана.
Маргарита ЛАЗУТКИНА.