Не барское дело – крутить педали
— У меня просто нет ничего из роскоши, – так ответил на вопрос журналистов пользующийся служебным внедорожником «Тойота Ланд Крузер Прадо» стоимостью 48 тысяч долларов вице-премьер-министр Валерий Диль. Но не стоит сразу кидать камнями на вице-премьера, когда другие высокопоставленные чиновники пользуются помимо служебных машин мобильными телефонами с корпоративными тарифами, бесплатным медицинским обеспечением как для себя, так и для своей семьи в спецполиклинике, оплатой авиаперелетов и прочими недоступными простым смертным привилегиями.
И об этом никто бы не знал, если бы не заявление республиканца Курманбека Дыйканбаева на заседании Жогорку Кенеша о том, что чиновникам столичного муниципалитета нельзя разъезжать на роскошных автомашинах «Мерседес Бенц», пока горожане вынуждены пользоваться «обшарпанным» городским транспортом.
Вот тут-то журналисты отечественного информационного агентства решили выяснить, а готовы члены кабинета министров отказаться от положенных по статусу роскоши и привилегий во благо страны. Как позже выяснились, на словах готовы все, а вот на деле – пока неизвестно.
Например, вице-премьер-министр по силовому блоку Абдырахман Маматалиев, который как и его коллега ездит на японском внедорожнике, считает, что автомобиль – это не роскошь, а необходимость. «Пешком не доберешься до государственной
границы», – посетовал вице-премьер. Допустим, на баткенской заставе произошел межнациональный конфликт, пока А. Маматалиев проедется по всей необъятной Родине на своей шикарной машине до места происшествия, люди перебьют друг друга. А не легче ли на вертолете добраться до госграницы за пару часов? Пусть больше затрат, но жертв и проблем будет меньше. Ведь человеческая жизнь – бесценна.
А вот министр экономики Темир Сариев считает, что автомобиль – это средство передвижения. Отметим, что сам глава ведомства передвигается на «Кадиллаке XTS» стоящем 80 тысяч долларов. Судя по логике Т. Сариева, наша страна сравнима с Дубаями, где все жители ездят на работу на таких машинах, как Ламборджини, «Феррари» и «Порш Коен». Тем более не стоит забывать, что автомобиль марки «Кадиллак» затратный в плане ремонта и «употребления» бензина, и господину Сариеву следовало бы это знать. Все-таки министр экономики как-никак.
Со служебным автомобилем не спешит расстаться и министр МЧС Кубатбек Боронов. А если точнее – от дорогостоящей машины. Купленная в 2008 году, иномарка за шесть лет ни разу не ремонтировалась. «Дешевая вещь все равно не прослужит долго, поэтому я против того, чтобы пользоваться дешевым и старым авто», – сказал главный «спасатель» страны. А что касаемо мобильного телефона, то по мнению главы ведомства, «абсурдно запрещать пользоваться телефонами.
Это личное дело каждого человека, каким пользоваться телефоном».
Его коллега министр сельского хозяйства и мелиорации Таалайбек Айдаралиев против того, чтобы государство предоставляло чиновникам мобильные телефоны, поэтому смартфон глава ведомства купил на свои деньги. «Дорогой телефон мне нужен, чтобы оперативно решать какие-либо вопросы, просматривать новости в Интернете. А в дешевых телефонах этого ведь нет», – сказал журналистам министр сельхоза. Интересно, а новости о весенне-полевых работах в своей стране он тоже просматривает во всемирной паутине. Тогда, конечно, без дорого телефона не обойтись.
Нардеп Курманбек Дыйканбаев прав, негоже чиновникам разъезжать на дорогостоящих автомобилях, когда простые люди добираются на разваливающемся общественном транспорте. Но это нужно было говорить не только работникам муниципалитета, а также своим коллегам. Ведь тот же самый градоначальник, смотря на какой иномарке разъезжает министр, депутат Жогорку Кенеша берет с них пример.
Так что вряд ли наши депутаты и чиновники когда-нибудь пересядут, как их коллеги в цивилизованных странах, на велосипеды. Не барское это дело – крутить педали.
Алтынай ДЖАЛМАМБЕТОВА.