Почти месяц общественность интересовалась судьбой генерального прокурора Кыргызстана Аиды Саляновой.
Буквально накануне новогодних праздников главная защитница законов неожиданно ушла, как было сказано, в кратковременный отпуск. «Наверху» попробовали сбить ненужный интерес, возникший в связи с казалось бы рядовым событием. Мол, ничего особенного, Аида Женишбековна устала безмерно и ей требуется передышка. Ещё бы! За последнее время её ведомство так здорово боролось с высокопоставленными коррупционерами, что можно было и подустать.
Правда, тут же пошли разговоры, что со своим кабинетом и любовно сооружённым фонтаном во дворе Генпрокуратуры Салянова распрощалась окончательно – кто-то видел, как она вывозила личные вещи. Прозвучали предположения, что уход главы прокурорского ведомства совсем не случаен. Тяжело кого-то призывать к ответственности, когда имя твоего родного брата звучит в уголовном деле, связанном с убийством молодой девушки. И хотя роль Калыбека Салянова там до конца так и не была выяснена, осадочек не только появился, но и остался. Хотя кто-то сразу стал говорить, что это всё политические игры и родственника специально приплели к уголовщине, дабы надавить на генпрокурора, безжалостно расправляющегося с весьма уважаемыми в определённых кругах людьми.
Естественно, по возможной отставке возникли вопросы, и на них буквально через два дня на годовой итоговой пресс-конференции попытался ответить президент Алмазбек Атамбаев, а не замолчавшая вдруг генпрокурорша. Он прямо сказал: «Заявление об уходе с поста она не писала. Вы знаете, работа у нее очень тяжелая, она ходит по лезвию ножа. Она попросила дать ей отпуск, я согласился. После отпуска она вернется и продолжит работу на своем посту». Также Атамбаев добавил, что он доволен работой Аиды Саляновой, однако хорошим людям у нас в стране тяжело работать, поскольку они ощущают определенное давление, про них распускают сплетни и поэтому у них опускаются руки. Генпрокурор ежедневно подвергается критике, в том числе и незаслуженной, потому она очень устала, но Салянова нужна стране и он желает этой стране такого президента, как она. Что именно имел в виду Атамбаев, желая такого президент Кыргызстану, он уточнять не стал, хотя этим намекнул, что её работу оценивает высоко. Чтобы никто не трактовал слова главы государства как-то иначе, Атамбаев сделал Саляновой новогодний подарок, наградив отпускницу орденом «Манас» II степени. Лучше бы он этого не делал. В нашей республике это не очень хорошая примета. Все, наверное, помнят, как бывший президент Курманбек Бакиев в ноябре 2007 года наградил премьера Атамбаева орденом «Данакер» и тут же отправил его в отставку.
Президенту, почти успокоившему общественность, поверили. Правда, не все были очарованы успехами генпрокурора. Отмечая организованные ею высокие посадки, обращали внимание, что в них всё же усматривался весьма странный уклон в сторону оппозиционных политиков. Именно они становились фигурантами громких дел. Хотя, надо полагать, что только в каких-нибудь «атажуртах» или «республиках» и засели коррупционеры и расхитители народного добра, а в провластных партиях подобных злыдней быть просто не может.
Зимние каникулы завершились, народ после праздников протрезвел, а генпрокурор на работе так и не появилась. И тут новость – Салянова в минувший понедельник всё-таки подала прошение об отставке. Как бы про слова президента она забыла, выставив его человеком, который, видимо, не всё знает, что творится в его уделе. Стало казаться, что генпрокурор не только не смогла отдохнуть, но и заработала новую головную боль. Имени её брата в сводках криминальной хроники оказалось мало. В очередном коррупционном скандале замелькало имя её мужа Бакыта Абдыкапарова.
Сначала стали говорить, что супруг замешан в махинациях с поставками некачественного угля на столичную ТЭЦ. Однако Госкомитет нацбезопасности поспешил опровергнуть быстро разошедшуюся информацию. Но от этого легче не стало. В ГКНБ сообщили, что 5 января этого года их следственное управление возбудило по заявлениям потерпевших уголовное дело по двум статьям УК КР – за злоупотребление должностным положением и по мошенничеству. Некая группа лиц путем обмана получила 50 тысяч долларов якобы за содействие в прекращении уголовного дела, возбужденного ГКНБ в отношении должностных лиц МП «Тазалык». При этом свидетели по уголовному делу дали прямые показания о причастности к данному факту мужа Саляновой. В деле же с углем наряду с группкой предприимчивых товарищей фигурирует начальник управления Генпрокуратуры, что тоже совсем не красит ведомство Аиды Женишбековны.
Казалось бы, тут можно было бы только взмахнуть руками и посетовать, что муж ой как нехорошо подставил свою замечательную супругу. Только так и хочется спросить: неужели дама, красовавшаяся генеральскими погонами, ни сном ни духом не ведала, чем занимается её муженёк? Где и как он зарабатывает деньги? Да, она говорила, что он крупный бизнесмен – отсюда и достаток в семье. Правда, последние два месяца этот бизнесмен работал в Министерстве юстиции помощником министра Алмамбета Шыкмаматова. Кстати, тут уместно отметить, что сам Шыкмаматов – креатура парламентской фракции «Ата Мекен». Так неужели генпрокурор задружила с господином Текебаевым? Вопрос, конечно, интересный.
Тут весьма уместно вспомнить, что находящийся в заключении некий Абдулла Юсупов – тот самый, который без устали рассказывал о похождениях атамекеновских депутатов-мародёров, ещё два с лишним года назад заявил, что знаком с Бакытом Абдыкапаровым. Тогда звучали заявления, что Юсупов через мужа Саляновой всего за три тысячи долларов кого-то хотел устроить на работу в прокуратуру. Сам Абдыкапаров, когда поднялся шум, всё отрицал, сказав, что с Юсуповым они вроде как встречались, но разговаривали исключительно о духовных вещах и традициях народа. Что и говорить, вот такие высокодуховные люди окружают нас.
В марте прошлого года с открытым письмом к Алмазбеку Шаршеновичу, а также к главе ГКНБ Бусурманкулу Табалдиеву, обратилась Аида Токтоматова – жена бывшего спикера парламента Ахматбека Келдибекова. Супруга находящегося тогда в застенках, а ныне поправляющего здоровье в Германии депутата, просила власти, ведущие борьбу с коррупционерами, разобраться с некоторыми моментами, связанными с деятельностью генпрокурора. Она прямо написала: давайте не будем ждать очередной революции, чтобы показать, кто есть кто, а проверим её честность заранее.
Заявительница просила проверить, на какие средства Салянова построила за короткий промежуток времени в 2013 году для своего отца четырехэтажный дом стоимостью в миллионы сомов в селе Первомайское Ысык-Атинского района. В октябре того же года она женила сына и провела грандиозный той в ресторане «Ала-Тоо». Указывалось, что её супруг имеет несколько джипов и несколько элитных квартир. Кстати, сотрудники прокуратуры сообщали, что супруг генпрокурора меняет автомобили по настроению, да и все её родственники довольно скоро после прихода Аиды в генпрокуратуру начали разъезжать на дорогих авто. Возникает вопрос: как Саляновой удалось достичь такого благосостояния за два-три года?
Было сказано, что не мешало бы проверить налоговую декларацию ее мужа – сколько он заработал и сколько налогов отчислил от своей деятельности в 2011, 2012, 2013 годах. Жена Келдибекова напомнила, что Салянова постоянно в интервью говорит, что живет на средства, которые зарабатывает ее муж-бизнесмен. Но у нас же в верхах все друг про друга всё знают, поэтому Аида Токтоматова уверенно заявляет, что супруг генпрокурора не являлся и не является известным бизнесменом. Было отмечено, что и депутат Ширин Айтматова не раз поднимала вопрос о дорогостоящих земельных участках Саляновой, оформленных на жену ее дяди Абакирову.
Удивительно, но никакой реакции ниоткуда не последовало. По крайней мере, общественности об этом ничего не известно.
Можно ещё напомнить и как госпожа Салянова фактически прикрыла дело о взятках, которые бывшие хозяева компании «МегаКом» щедро раздавали прокурорам и судьям, чтобы вернуть себе свою же собственность, отобранную у них Максимом Бакиевым. Общая сумма розданных денег тогда составила примерно семь миллионов долларов. Видимо, на такие мелочи, связанные с пополнением семейных бюджетов коллег, обращать внимание не принято.
Так неужели генпрокурор была не очень принципиальна, хорошо при этом улавливая, на кого стоит возбуждать уголовные дела, а на кого нет? И это вполне устраивало нынешнее руководство страны, ведь всем показывали, как здорово ведётся борьба с коррупционерами. Народу нужно было аплодировать. Но, кажется, Салянова где-то допустила промах. Возможно, стала дружить не с теми людьми. Ведь, если бы всё оставалось по-прежнему, то друзья из ГКНБ легко спрятали бы информацию про мужа, и все бы и дальше оставались честными и белыми-белыми. А так, окунувшись в чёрную краску, придётся Аиде Женишбековне вспомнить старую истину: «муж и жена – одна сатана».
Александр НИКСДОРФ.