На днях бишкекскому нумизмату кандидату исторических наук Александру Камышеву прислали фотографии, увы, всего лишь остатков необычного клада, найденного жителем Алайского района Ошской области в своем огороде.

Кувшин высотой около 50 см почти целиком заполняли бронзовые монеты с квадратным отверстием в центре и разного цвета каменные бусины. К сожалению, клад разошелся по друзьям и знакомым, сохранились лишь три монеты и две бусины из сердолика и кварца.

Александр Камышев подчеркивает, что «это первый на территории Кыргызстана клад с монетами у-чжу, попавший в поле зрения ученых».

Однако приходится констатировать, что клад, значение которого для восстановления истории возникновения денежного обращения сложно переоценить, утерян для науки», — сетует историк-нумизмат.

Он поясняет, что «монеты у-чжу изготавливались в Китае, начиная с 118 года до нашей эры. Массовая кустарная отливка монет, имевшая место во всех уделах и воеводствах страны на протяжении семи веков, наполнила рынок бесчисленным количеством вариантов монет у-чжу. Одним из направлений распространения монет у-чжу было западное ― вдоль трассы Великого Шелкового пути по южным областям современного Кыргызстана, входившего в те времена в состав государства Давань. Даваньский двор получал как китайские товары, так и бронзовые монеты у-чжу, которые находят в Фергане, а также на Алае и в Центральном Тянь-Шане».

По мнению Камышева, «если бы разобранный на сувениры клад был всестороннее изучен и проанализирован с использованием разработанной к настоящему времени методики дифференцирования монетных эмиссий, то вероятнее всего удалось бы выяснить подлинную роль монет у-чжу в истории возникновения денежных отношений на территории Кыргызстана».

Историк-нумизмат Камышев напоминает, что «по существующему закону, найденные клады должны в обязательном порядке передаваться в государственные музеи за соответствующее вознаграждение».