Мысли о моем деде Буларе Магуеве
Я один из многочисленных внуков моего деда, прославленного благородными делами Булара баатыра. Он живет в сердце нашего народа и тем, что был подлинным патриотом и легендарным защитником жизненных интересов дунган в непростые и тяжелые времена – переломные годы конца IX века и первой половины XX столетия.
Я, внук его, родился уже в советское время, когда многое в жизни нашего народа определилось и устоялось. Когда под мощной и заботливой рукой великой державы по имени Советский Союз жили и успешно развивались разные народы, населяющие одну шестую часть планеты. Жил и развивался, не утратив свою идентичность, свое великое трудолюбие и мой дунганский народ, являя и храня свои национальные традиции. Каждый народ вносил свою лепту в это огромное и братское сообщество, деля на всех победы и неудачи, глубоко сознавая, что его труд, как сказал поэт Владимир Маяковский: «… труд вливается в труд моей республики».
Скажу убежденно и откровенно, что и мой профессиональный труд сгодился сегодня в нашем Кыргызстане. Окончив в столице республики институт, я стал специалистом агропромышленного комплекса. Прошел испытание на трудовую состоятельность и прочность, работая инженером, начальником райсельхозтехники, возглавлял большое и многоотраслевое хозяйство в Чуйской долине.
В реформаторские годы прошлого столетия трудился на посту заместителя председателя Госагропрома Киргизской ССР в ранге министра плодоовощного хозяйства республики. Да и в нынешнее время мои профессиональные знания и накопленный опыт – при мне и помогают мне быть полезным обществу, семье, ближним.
И я, живя и трудясь в Кыргызстане и внося свой скромный вклад в его экономику, в жизнь народа, всегда помнил и буду помнить свои родные корни, свою родовую идентичность. Помнил, что мой дед Булар баатыр за свои деяния и как Личность был и остался в истории двух братских стран – Казахстана и Кыргызстана, ровно как и в исторической судьбе моего родного народа. И я по крупицам собирал из разных источников заметки и мысли о моем деде Буларе баатыре.
Собственно, а почему Булар баатыр?
Ведь у дунган такого прибавления «баатыр» к имени нет. А вот у моего деда Булара Магуева появилось… Кто и когда ему дал это великое прибавление? Ведь я знаю, что у тюркских народов «баатыр» – это почетное звание. И означает богатырь, силач, храбрец. Это звание дается людям за большие заслуги, в том числе и за воинские.
…В ноябре этого года в Кыргызстане, согласно постановлению правительства КР, начавшись на родине, в селе Шабдан, а затем и в большом зале государственной филармонии имени Токтогула Сатылганова, прошли дни памяти доблестного сына кыргызского народа Шабдана баатыра, посвященные 175-летию со дня его рождения. Так вот именно с подачи Шабдана баатыра, которому Булар Магуев был и современником и, как говорится, сотоварищем – защитником народных интересов в те особо сложные и тревожные времена, требовавших проявить подлинное бесстрашие и стойкость в народных делах, к имени моего деда было прибавлено звание «баатыр».
Вот как об этом пишет в своей статье «Булар баатыр и его потомки» заведующая кафедрой истории Казахстана имени академика Т. С. Садыкова Казахстанского национального педагогического университета имени Абая, доктор исторических наук, профессор Айткуль Махаева: «Шабдан, убедившись в смелости молодого джигита, назвал его батыром…» И приводит слова Шабдана баатыра, касающиеся Булара Магуева: «Если я – кыргызский баатыр, то ты обязан быть дунганским…»
Далее автор статьи говорит, что после этого и стали называть моего деда Буларом баатыром. И что умудренный жизнью Шабдан баатыр до конца дней своих ценил эту большую и преданную дружбу с «молодым джигитом». Всегда хранил благодарную память о Шабдане и мой дед Булар баатыр.
Историк Айткуль Махаева, также исследуя жизненный путь Булара баатыра, как ученый вглядываясь в те далекие годы, когда переселялись дунгане в Казахстан и в Кыргызстан, в своей статье «И дольше века этой дружбе», опубликованной в одном из июньских номеров прошлого года в газете «Казахстанская правда», пишет, что «первоначальное положение переселенцев было крайне тяжелым. Все тяготы нелегкой адаптации, голод и холод пережил и хаджи Магуй, его семья и сын Булар, который с юных лет водил дружбу с соседями – казахами и кыргызами. Честным трудом он добился уважения среди народа, благодаря своим деловым качествам стал одним из богатых и уважаемых людей в Жетысу. На очередных выборах его избрали управляющим Николаевской волости, которая входила в Пишпекский уезд. Булар во время своей службы волостным управителем стремился всегда быть полезным людям, особенно внимательно относится к нуждам крестьян. Здесь в селе Караконыз Николаевской волости компактно проживали дунгане…»
Во многих источниках рассказывается о великом трудолюбии дунган. Даже неплодородные земли в селах, где они жили, превращались в оазисы. И это подлинная правда о моем трудолюбивом народе, у которого были такие люди, как мой дед Булар батыр, которые достойно руководили их работой и много сделали для их укоренения. В то время у царского правительства люди-организаторы народной жизни на местах были на особом счету. Их чтили, отмечая действительные заслуги. Потому и среди почетных гостей из далеких глубинок царской империи в 1913 году мой дед Булар баатыр был в числе семиреческой делегации, участвовавшей в торжествах в Санкт-Петербурге в честь 300-летия царствования династии Романовых. Булару баатыру было присвоено офицерское казачье звание – хорунжий царской армии. Его удостоили и царским подарком – инкрустированным золотом и драгоценными камнями поясом и кинжалом.
В суровые переломы в судьбах народов Средней Азии перед Октябрьской революцией были открыты и подворья, и дом моего деда для бедных людей. Дошли до нас и заметки очевидцев о том жестоком и голодном времени. Они гласят, что караконызский Булар баатыр «открыл в Сортобе столовую и три месяца кормил в ней 1500 беженцев».
…Но, суровый молот первых лет советской власти тяжело ударил и по защитнику простых людей Булару баатыру как зажиточному человеку того времени.
Несмотря на защиту простых людей, помнящих добрые дела Булара баатыра, его арестовали… В заточении он провел несколько месяцев. А когда в январе 1924 года в Пишпекской тюрьме ему зачитали оправдательный приговор, где были отмечены его заслуги перед народом, то от нахлынувших чувств сердце Булара баатыра не выдержало и он скончался от сердечного приступа.
Очевидцы тех лет отмечали, что проводить в последний путь Булара баатыра пришли все жители Жетысу, потрясенные огромной утратой подлинного защитника народных интересов, жизнь которого была всецело отдана служению людям.
Но сильно и благотворно разросся род Булара баатыра. Потомки его стали широко известны не только среди дунган. Они составляют немалую часть и в содружестве народов, живущих ныне в Казахстане, в Кыргызстане, а также и в других странах. Проявили свой трудолюбивый характер и дух, став учителями и врачами, инженерами и руководителями больших трудовых коллективов, политиками, дипломатами… А значит, продолжается в них жизнь Булара баатыра. Ибо память о нем в их сердцах нетленна…
И во мне, его внуке, в котором течет и кровь моего доблестного предка – Булара баатыра, память о нем, пока хожу по земле, будет всегда и моей путеводной звездой – в делах, мыслях, поступках.
Ведь не зря же замечено мудрецом, что память об ушедших от нас продлевает их жизнь, помогает нам оставаться людьми и в самых тяжелых жизненных испытаниях.
Шарип МАШУХЕЙ,
внук Булара баатыра.