Многообразие межэтнических и межрелигиозных процессов, происходящих в мировой практике, доказывает, что национальный и конфессиональный вопросы стали, по сути, краеугольным камнем политической и социальной мобилизации общества. Развитие современной государственности происходит в условиях двух диалектических и противоречивых тенденций. С одной стороны, рост глобализации, взаимозависимости и целостности человечества, с другой – усиление этнического самосознания и стремление сохранить культурно-духовную самобытность каждого народа.
В этом определяющем общепланетарном развитии одним из важнейших достижений Республики Казахстан является построение, за годы независимости, уникальной модели межэтнического и межнационального согласия. В условиях страны, в которой проживают представители более 130 этносов, – это, вне всякого сомнения, высокое социально-политическое достижение, как руководства страны, так и всего казахстанского общества.
Именно во взаимодействии друг с другом народы Республики Казахстан познают систему общечеловеческих ценностей: политической демократии, норм правовой и социальной справедливости, художественных богатств, глубоких религиозных ценностей, высоких нравственных идеалов, достижений науки. При всех различиях в национальности, вероисповедании, политических пристрастиях граждане Казахстана едины во мнении, что духовность, нравственность, культура, уважение к законам – это основа очищения и преображения общества.
В данном ключе принцип национальной консолидации, как основной цели формирование казахстанского патриотизма, определен Президентом РК в числе приоритетных задач новой Стратегии «Казахстан-2050».
Содержательные подходы Стратегии сводятся к следующему:
— модель межэтнического согласия реализуется с учетом и на основе взаимозависимости и взаимообусловленности социально-экономических, культурных, нравственных, бытовых и других факторов в соответствии с их потенциалом;
— модель межэтнического согласия организационно и функционально базируется на принципе свободного обеспечения культурного самовыражения всех этносов Казахстана;
— конечная цель реализации данной модели – защита и свободная реализация интересов всех этносов Казахстана.
Сегодня в Казахстане созданы все условия для сохранения и развития этносами родных языков, обычаев и традиций. К настоящему времени в республике действуют более 80 этнических школ, 108 общеобразовательных школ, где представители 22 этносов изучают родной язык, в 76 средних школах родные языки изучаются факультативно или в кружках. В школах национального возрождения работают 29 отделений по изучению 11 языков. Кроме того, функционируют 170 воскресных языковых центров, где изучаются языки народов Казахстана. В поддержку воскресных школ правительством РК ежегодно выделяются финансовые средства в размере около 1 миллиона США, а также оказывается помощь из местных бюджетов. Ежегодно по государственному заказу выпускаются до 30 книг на различных языках этносов Казахстана общим тиражом свыше 80 тысяч экземпляров. В стране работают 19 республиканских и региональных национальных газет, радио – и телепрограмм, 6 национальных театров. При этом Казахстан является единственной в СНГ страной, где финансирование национальных театров осуществляется из республиканского бюджета. Не случайно поэтому при замерах общественного мнения граждане отмечают реализацию своих прав в полной мере в вопросах сохранения национальной культуры и изучения родного языка.
Таким образом, государство создает максимально возможный вектор общественного развития, выстраивает оптимальную схему и механизмы его реализации. Однако, каждодневная работа, взаимодействие на местах, решение текущих, ситуативных проблем, невозможно без активного участия гражданского общества. Если взглянуть на модель межэтнического согласия с этих позиций, то четко видна та роль и то место, которое занимает Ассамблея народа Казахстана (АНК) в этой системе: это коммуникатор, который соединяет общество и власть в рамках столь сложного сюжета, которым является проблема межнациональных отношений.
Со времени своего образования АНК проводит целенаправленную работу, направленную на плодотворное развитие языков, традиций и обычаев всех этносов Казахстана. При этом особое место в работе ассамблеи занимает деятельность ее региональных отделений, так называемых, этнокультурных центров. Без их участия АНК не было бы наполнено реальной жизнью. В условиях огромной территории республики и специфических особенностей расселения отдельных этносов, которые в ряде районов проживают компактно, такая модель строения позволяет осуществлять двустороннюю связь, не только транслируя стратегические установки Президента страны на низовой уровень, но и формируя двухканальную связь с тем, чтобы власть располагала объективной, достоверной информацией о тех процессах, которые происходят в сфере межэтнических отношений.
Сформировавшаяся и плодотворно функционирующая модель межэтнического согласия в РК – это современное достояние казахстанского общества, которое является важнейшей и неотъемлемой частью истории суверенного государства, и, в большей степени, состоялось благодаря достаточно эффективной деятельности государственных органов, АНК и ряду других важных факторов. И сегодня основная масса населения страны открыто говорит о благополучии в межнациональной сфере, откровенно ставит вопросы этнической защищенности в государстве, осуществляет отпор проявлениям шовинизма, бытового национализма и т.д.
Как показал недавний социологический опрос, проведенный международным Центром гуманитарных исследований, межнациональные отношения по месту жительства большинством респондентов всех этнических групп РК оцениваются как благоприятные или в основном благоприятные.
Именно в укреплении национальной идентичности многие аналитики видят стимул к становлению общегражданской идентичности, объясняя свою позицию тем, что национальная идентичность служит причиной образования собственной независимой государственности. В данном контексте позитивный опыт всех полиэтничных стран мира подтверждает тот факт, что цивилизованные межэтнические отношения и общественное согласие базируются только на основе равностатусности всех этнических групп.
Вместе с тем, практика ряда государств СНГ показывает: там, где переоценили возможности быстрой либеральной демократизации, чаще всего возникали конфликты на национальной почве. Поэтому сегодня на первый план в большинстве стран Содружества вышла необходимость разрешения этой актуальной задачи. По оценке политологов, для сохранения социально-политической стабильности Казахстана на долговременную перспективу необходимо ускоренное развитие государствообразующей нации – казахов. Проблема заключается в том, что фактически до обретения независимости в 1991 году казахи не являлись реальной «титульной нации». На современном этапе назрела потребность в формировании их новой национальной идентичности, которая будет базироваться на главной характеристике психологии государствообразующего этноса – моральной ответственности за всех казахстанцев – соотечественников. Именно казахи должны стать остовом консолидированной казахстанской нации. В связи с этим Президент Казахстана Н.А.Назарбаев предупреждал: «Способность этноса к образованию государства проявляется, прежде всего, в его желании и умении жить в согласии с представителями остальных национальностей, постоянно поддерживать такую атмосферу, чтобы все живущие в республике считали Казахстан своей родиной. Иная позиция ведет к тупику».
Мировая практика полиэтничных государств, собственный опыт Казахстана, позволяющий говорить о формировании эффективной казахстанской модели межнационального согласия, свидетельствует о том, что реальная межэтническая интеграция, превентивная этнополитика, с целью предотвращения конфликтов на межнациональной почве, возможны лишь при законодательном закреплении прав всех граждан страны, вне зависимости от расовой, этнической, религиозной и других принадлежностей. При этом очень важным аспектом в этом вопросе является постоянный контроль властей за соблюдением этого равноправия на практике, учет интересов всех народов в решении актуальных вопросов этнического характера и другие.
Необходимо отметить, что в Казахстане активно развивается и межконфессиональный диалог для создания благоприятного климата взаимопонимания и толерантности между представителями различных вероисповеданий. В этих целях Совет по связям с религиозными объединениями при Правительстве, Министерство культуры, информации и общественного согласия, Комитет по делам религий при Министерстве юстиции Казахстана содействуют проведению круглых столов, семинаров, конференций по вопросам межконфессионального диалога и веротерпимости. Существующие разнообразные связи между государством и религией позволяют последней оказывать влияние на решения властных институтов и общественную жизнь. Религиозные деятели участвуют в работе консультативных органах при Президенте страны (Ассамблея народа Казахстана) и акимах (малые Ассамблеи).
Примечательно, что Казахстан – одна из первых стран, в сложное время глобальных противоречий сумевших сделать идею духовного согласия реальной силой. Несмотря на сложности первых лет независимого существования именно РК в 1992 году стала местом проведения I Всемирного конгресса духовного согласия. С тех пор в Казахстане 18 октября отмечается как День духовного согласия.
Одним из основных факторов стабильного общественного развития и улучшения благосостояния всех народов является мирный межконфессиональный диалог. Достижение межрелигиозного мира является важным условием существования современного общества, поэтому, по инициативе Республики Казахстан, в 2003, 2006, 2009 и 2012 годах в Астане состоялись Съезды лидеров мировых и традиционных религий. В работе форумов приняли участие авторитетные представители ислама, христианства, иудаизма, синтоизма, индуизма, буддизма. Впервые в истории собрались вместе руководители мировых и традиционных религий и приняли совместные документы. Съезды стали существенным вкладом Казахстана в глобальный процесс межцивилизационного и межкультурного диалога. Встреча за одним столом лидеров мировых конфессий явилась мощным орудием против нападок на религии и дискредитации отдельных религиозных учений. Огромное значение имеет единодушное мнение участников съездов о том, что многообразие религиозных убеждений и исповеданий должно вести не к взаимному подозрению, дискриминации и унижению, а к взаимовосприятию и гармонии, демонстрирующей уникальность каждой религии и культуры. Успешное проведение форумов принесло зримые политические дивиденды Казахстану, способствовали повышению позитивного его имиджа на международной арене.
Таким образом, по оценке большинства экспертов, казахстанская модель межнационального согласия и межконфессиональной толерантности стала реальностью наших дней и отвечает всем требованиям развития мирового сообщества. Эта эффективно функционирующая модель сегодня признана феноменом современной культуры Евразии. В данном ключе нынешняя политико-этническая структура Казахстана дает уникальную возможность построения правового гражданского общества, гарантирующего свободное развитие всех наций и граждан РК и создания им достойных условий жизни. Это, вне всякого сомнения, является действенным фактором укрепления у казахстанцев чувства высокой гражданственности и патриотизма.
Елена ЖОЛОБОВА.