Елена ЖОЛОБОВА. Фото www

29 мая текущего года президенты Беларуси, Казахстана и России подписали Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который вступит в силу с 1 января 2015 года и выведет страны-участницы этой организации на самый высокий уровень современной интеграции. Члены ЕАЭС берут обязательства гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, вести согласованную политику в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве и транспорте. В итоге будет сформирован общий рынок в 170 миллионов человек, призванный стать одним из ведущих мировых центров экономического развития.

Как подчеркнул на церемонии подписания Договора о создании ЕАЭС Президент России Владимир Путин: «Наш союз обладает огромными запасами природных ресурсов, в том числе энергетических. На него приходится пятая часть мировых запасов газа и почти 15% нефти. У стран «тройки» в то же самое время развитая промышленная, индустриальная база, мощный кадровый, интеллектуальный, культурный потенциал. Географическое положение позволяет нам создавать транспортные, логистические маршруты не только регионального, но и глобального значения, завязывать на себя масштабные торговые потоки Европы и Азии». По мнению лидера Казахстана НурсултанаНазарбаева, важным фактором данного исторического события является то, что: «На всех уровнях принятия решения организации внедряется принцип консенсуса. Таким образом, голос каждой страны будет определяющим. Кадровая политика союза будет построена с учётом принципа равной представленности сторон и на конкурсной основе для привлечения к этой важной работе наиболее квалифицированных специалистов ».

По оценке главы Беларуси Александра Лукашенко: «Совместная работа на ниве евразийской интеграции отмечена важным событием – подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе Беларуси, Казахстана и России. Этот документ, с появлением которого мы связывали большие надежды, и Беларусь всегда занимала здесь открытую позицию, четко формулировала свои цели, задачи в рамках ЕАЭС».

К приведенному необходимо добавить, что многие известные международные аналитики считают ЕАЭС перспективным проектом. В их числе вице-президент Фонда развития евразийского сотрудничества А. Смирнов убежден, что: «Формируемый союз создается на равноправных условиях, и все страны, которые в него входят, должны получать определенные дивиденды и преимущества. Наличие успеха, присутствие положительного опыта в дальнейшем будет сказываться на расширении сотрудничества в экономической сфере на евразийском пространстве и присоединении к ЕАЭС все новых стран, за этим последует расширение рынка, что будет полезно для всех стран-участников».

Напомним, что сегодня главной задачей ЕАЭС является объединение рынков трех стран, в том числе и финансовых. В этих целях в Договоре заложены такие ключевые положения, как свободное  перемещение рабочей силы, что поможет навести порядок в сфере трудовых мигрантов, и облегчение проведения финансовых расчетов между странами во всем, что связано с экономическими отношениями в новом интеграционном союзе.

В данном контексте, по мнению белорусского политолога Сергея Кизима: «ЕАЭС выгоден всем его участникам. Он поможет воссоздать те необходимые условия для ведения экономической деятельности, которые были у Казахстана, России и Беларуси в рамках Советского Союза. Задача чрезвычайно проста: если в рамках Таможенного союза речь шла о снятии таможенных барьеров, в формате Единого экономического пространства о снятии иных барьеров, которые препятствовали свободному перемещению как рабочей силы, так и товаров и услуг, то в новых условиях Евразийской экономической интеграции предполагается, по крайней мере в теории, высшая степень устранения самых разнообразных барьеров для создания благоприятной среды региональному экономическому сотрудничеству, чтобы экономики Беларуси, России и Казахстана представляли собой единое интеграционное объединение».

По убеждению директора Евразийского коммуникационного центра (ЕКЦ) Алексея Пилько: «Моноцентризм, который был присущ для мировой экономики, постепенно уходит, поэтому ЕАЭС вполне может стать одним из глобальных центров экономической силы. Тем самым новые  экономические центры смогут придать более справедливый характер мировой экономике. Сейчас есть определенные перекосы, которых быть не должно. Евразийский экономический союз будет играть значимую роль как одна из тех сил,которые стабилизируют глобальную экономическую систему».

Большие перспективы для ЕАЭС А. Пилько видит в сотрудничестве этой организации с КНР. «Думаю, что в ближайшие годы мы увидим немало инициатив и предложений, которые будут предприниматься как со стороны участников Евразийского экономического союза, так и со стороны Китая, направленных на создание такой системы взаимодействия, которая позволит им эффективно сотрудничать», – уверен эксперт.

Относительно взаимоотношений между Евразийским экономическим союзом и Европейским союзом (ЕС) руководитель ЕКЦ пока констатирует конфронтацию, а не партнерство со стороны последнего. «Сотрудничество между двумя этими организациями противоречит, с точки зрения американской администрации, интересам США». Поэтому Соединенные Штаты оказывают соответствующее давление на Брюссель, фактически формируя его негативный внешнеполитический курс. Тем не менее, эксперт считает, что: «Рано или поздно время все поставит на свои места и неизбежно взаимовыгодное экономическое сотрудничество между ЕС и ЕАЭС наладится, и отношения между ними будут плодотворными».

Что касается ближайшей перспективы развития ЕАЭС, то сегодня можно уверенно говорить его расширение за счет Армении и Кыргызстана, которые планируют вступить в эту организацию в течение 2014 года. О дальнейшем же количественном росте стран-участниц Евразийского экономического союза, по оценке директора Института ЕврАзЭС В. Лепехина, говорить пока рано. «Необходимо наращивание ресурсов для реализации потенциала данного интеграционного объединения, – считает эксперт. – Тем не менее, предполагаю, что следующими кандидатами на вступление в союз могут стать Таджикистан и Вьетнам».

В целом же интерес к сотрудничеству с ЕАЭС со стороны зарубежных государствесть и очень большой. В настоящее время Евразийская экономическая комиссия участвует в переговорах о создании зон свободной торговли с Европейской ассоциацией свободной торговли, а также с Вьетнамом и Новой Зеландией. Имеется несколько десятков запросов о создании зон свободной торговли и от других стран. Недавно было принято решение о начале совместной деятельности исследовательской группы по свободной торговле с Индией. Ведется работа совместной исследовательской группы по изучению возможности и целесообразностизаключения Соглашения о зоне свободной торговли с Израилем. Все это достаточно перспективное направление работы, в итоге может появиться весьма обширное общее экономическое пространство, и это может привести к рождению реальной глобальной экономики.

Как упоминалось выше, в настоящее время в ЕАЭС проводится активная работа по присоединению Кыргызстана и Армении к евразийскому проекту. Кыргызская Республика выступила с заявлением о желании стать членом Таможенного союза еще в 2011 году, а в 2013 году и Единого экономического пространства. В этих целях была создана специальная рабочая группа. 29 апреля текущего года главы Беларуси, Казахстана, России и Кыргызстана утвердили «Дорожную карту» по присоединению Кыргызстана к Таможенному союзу и подписали совместное заявление, в котором поддержали стремление Кыргызстана стать полноправным членом ЕАЭС. Теперь в значительной степени, все зависит от самой кыргызскойстороны. По оценке экспертов, для этого потребуется оперативно подготовить и реализовать «Дорожную карту» по присоединению к ЕЭП в условиях формирования Евразийского союза, а затем выйти на принятие Договора о присоединении Кыргызстана к Договору о ЕАЭС.

Что касается Республики Армения (РА), то в силу сжатости срока для вступления этой страны в Евразийский союз и специфики самой армянской экономики работа в данном направлении ведется ускоренными темпами. В этой связи напомним, что только 3 сентября 2013 года Президент Армении Серж Саргсян заявил о намерении РА присоединиться к ТС и ЕЭП и стать полноправным членом ЕАЭС. 24 декабря того же года главы стран Таможенного союза и Республики Армения утвердили «Дорожную карту» по присоединению Армении к этим организациям.

На заседании Высшего Евразийского экономического совета 29 мая 2014 года в Астане президенты стран-членов ЕАЭС поручили Евразийской экономической комиссии ускоренно подготовить к подписанию Договор о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС. Благодаря слаженной работе экспертов всех сторон к настоящему времени проект указанного документа находится в финальной стадии готовности. При выработке подходов к дальнейшему совершенствованию деятельности евразийской интеграции тщательно изучается опыт зарубежных партнеров, в первую очередь Европейского союза. При этом повышенное внимание уделяется такому важному вопросу: на каком этапе политические аспекты при строительстве европейского интеграционного объединения стали доминировать над экономическими? В ЕАЭС такой вопрос не стоит. Вместе с тем ЕАЭС открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы. Любая заинтересованная страна может получить статус кандидата на вступление или наблюдателя. Все это детально прописано в Договоре о ЕАЭС. Говоря о преимуществах евразийской интеграции, нужно отметить, что, по расчетам специалистов, совокупный эффект от создания этого союза в ближайшие 10 лет может достичь уровня до 20% дополнительного прироста ВВП для каждой из стран-участниц. В сумме это составит не менее $700 млрд. Но главное достижение договора – это создание общих рынков (энергетического, финансового, фармацевтического, транспортного и т.д.) Чтобы запустить их эффективную работу, участники союза в течение нескольких последующих лет должны будут кропотливо поработать над унификациейнормативно-правовой базы.

Таким образом, по оценке экспертов, создание ЕАЭС — это мощный интеграционный импульс для плодотворного международного экономического сотрудничества на многие годы вперед. Первым на этом пути будет создание общего рынка лекарственных средств и медицинских изделий, который начнет действовать с 2016 года.

Для граждан стран-членов Евразийского экономического союза интеграция даст возможность беспрепятственного трудоустройства в любой из стран ЕАЭС. При этом все социальные гарантии у такого работника будут эквивалентны тем, что есть у граждан страны, предоставляющей рабочее место.Также на территории России, Беларуси и  Казахстана будут признаваться все дипломы (исключения имеются по педагогике и медицине), без дополнительных процедур по их подтверждению.

Для тех, кто пожелает заняться собственным бизнесом, будет возможность в любом из государств ЕАЭС зарегистрировать предприятие и без каких-либо ограничений на рынке предоставлять все законные услуги.И там, где бизнесмену будет выгоднее, с точки зрения налогообложения, процедур лицензирования, привлечения рабочей силы и т.д., там он и сможет организовывать свое производство. Этот фактор имеет важное значение, особенно для развития малого и среднего бизнеса.

Есть много положительных моментов от создания ЕАЭС и для зарубежного бизнеса. Объединение трех стран в союз способствовало улучшению общего инвестиционного климата, обеспечению более  комфортных условий ведения бизнеса. Это, например, фиксирует рейтинг деловой активности Doing Business, который в 2013 году повысил позитивный статус всех стран – членов Таможенного союза.

В завершение необходимо отметить, что противники нового межгосударственного объединения упрекают его в недемократичности. Однако это не соответствует действительности, так как в состав Высшего Евразийского экономического совета входят главы государств, облеченные доверием своих народов. Что касается критики об отсутствии в нынешней структуре ЕАЭС институтов межпарламентского характера, то, по мнению большинства аналитиков, с ростом числа членов Евразийского экономического союза этот недостаток может быть легко устранен без кардинальной ломки общесоюзной институциональной структуры. Роль представительного учреждения в рамках данной организации вполне может принять на себя Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Для этой процедуры достаточно увеличить число членов Совета и назначение их с одобрения национальных парламентов (как это ранее практиковалось в Европейском экономическом сообществе). При этом коллегия ЕЭК останется исполнительным органом, работающим вместе с Советом, подобно тому, как Европейская комиссия работает совместно с Европарламентом. Помимо приведенного, у Евразийскогоэкономического союза имеется идеологическое преимущество, которое предусматривает равенство голосов при принятии решений. Это выгодно отличает новый союз от Европейского союза, где решения принимаются в соответствии с квотами, а блокирующий пакет находится в руках нескольких ведущих стран «старой Европы», которые не подпускают к принятию решений «младоевропейцев », таких как Греция, Португалия и ряд других.

Подводя итог, можно констатировать, что сегодня в лице ЕАЭС на мировой арене появилась новая эффективная интеграционная организация, в полной мере обладающая международной правосубъектностью, и действующая на основе принципов Всемирной торговой организации, что, без сомнения, будет способствовать её успешной всесторонней деятельности.