Земельные вопросы в Чуйской области остаются по-прежнему острыми. Речь идет о землях сельскохозяйственного назначения, от которой зависит продовольственная безопасность не только региона, но и всей страны. Согласно статистическим данным, до 1990 года в Чуйской области общая площадь сельхозземель составляла 2427,7 тысячи гектаров, в том числе более 53% пашни отводились под зерновые культуры. По сообщению заведующего аграрным сектором Аппарата полномочного представителя правительства Кыргызской Республики в Чуйской области Руслана Бейшенкулова, в настоящее время общая земельная площадь составляет 419 тысяч га. Почему сокращается площадь сельскохозяйственных земель, известно каждому гражданину. Эта проблема возникла сразу после развала Союза. Орошаемые земли ликвидирующихся колхозов и совхозов бесплатно раздавали крестьянам с условием, что они будут продолжать использовать ее по назначению, то есть на них запрещено вести иную деятельность кроме сельского хозяйства. Участки распределили учителям, врачам и другим бюджетным работникам. Но что из этого вышло?

 

Под угрозой застройки

– Общая площадь Военно-Антоновского айылного округа составляет 5 тысяч 905 га, в том числе земли сельскохозяйственного назначения 3 тысячи 311 га и из них орошаемые пашни 2 тысячи 133 га и других видов сельхозугодий, – рассказывает глава Военно-Антоновского айыл окмоту Нурболот Мурзакматов. – В 1991 году в республике началась аграрная реформа, которая ориентировалась на создание сектора фермерских хозяйств согласно Закону «О крестьянском хозяйстве». В марте 1994 года был издан Указ президента страны «О первоочередных мерах по углублению земельной и аграрной реформы в Кыргызской Республике», который существенно изменил некоторые положения Земельного кодекса, введя принципиально новые нормы владения и пользования землей. Крестьянам было разрешено распоряжаться правом землевладения – продавать, обменивать, передавать его по наследству, сдавать в залог или аренду. В этот период в связи с массовой безработицей в поисках лучшей доли люди из глубинок стали мигрировать в столицу, и тогда же для большинства сельских жителей земля, предоставленная в частную собственность, превратилась в товар.

В соседних районах области крестьяне, которые в силу разных обстоятельств не могли обрабатывать свои земельные доли, стали продавать их. Сделка купли-продажи осуществлялась на вполне законных основаниях. Покупатель получал Красную книгу, в которой пункт «использование земли в сельскохозяйственных целях» оставался неизменным. Однако, скупив определенную площадь земель, единоличный владелец, разбив орошаемые земли на мелкие участки от 4-х до 5-6 соток, стал продавать земли под строительство домов, при этом обнадеживая новых владельцев, что рано или поздно руководство страны или района осуществит трансформацию. Если лет пять-шесть мы о таких фактах только слышали, то теперь эта «болезнь», которая оказалась «инфекционной», «докатилась» и до нас. В настоящее время в Военно-Антоновском округе Сокулукского района частными лицами уже приобретено более 100 га на вполне законных основаниях. Однако, как и в других районах области, новые владельцы земель распродают ее под строительство домов, а то, что идет сокращение сельскохозяйственных угодий, их абсолютно не волнует – бизнес оказался прибыльным.

Чтобы как-то защитить свои пашни, мы приняли меры. На тех, кто приобрел участки сельскохозяйственного назначения и начал там строительство, мы подали в суд. Пока не вынесено решение мы с уважаемыми старейшинами села проводим беседы с новыми владельцами участков и населением. Объясняем им, чтобы перед приобретением участка они обращали внимание на тот факт, что в Красной книге нет разрешения на строительство дома, и предупреждаем о проблемах, ожидающих их в ближайшем будущем. Многие покупатели благодаря нашим беседам избежали неприятностей, а других продолжает привлекать цена на участки, которая в два раза ниже рыночной. На мой взгляд, и продавцов, и покупателей можно назвать добросовестными и не добросовестными. Добросовестные – потому что покупают и продают землю на законных основаниях, а недобросовестные – потому что осознанно покупают земли сельскохозяйственного назначения под строительство жилых домов, надеясь на авось.

Возможно, наши методы суровы, но войдите и в мое положение. Допустим, они построят дома, а потом будут требовать проложить дороги, провести электричество, водопровод, построить школы, детские сады, больницы и многое другое… Незаконное строительство не закладывается в бюджет, значит, люди будут перекрывать дороги и устраивать митинги. Мы должны научиться жить по Закону. Мы говорим «стабильность», но она есть тогда, когда соблюдается законность. Когда идет массовое нарушение Закона, то с молчаливого согласия мы сами создаем благоприятные условия для беспорядков.

 

Поле-полюшко

Красивое, ровное поле, на которой могла бы колоситься пшеница или ячмень. Но сегодня вместо колосовых здесь «растут» горы камней, песка и фундаменты с торчащей арматурой.

– Мы находимся на том самом поле, где люди, несмотря на объявленный мораторий, ведут незаконные постройки, – рассказывает заместитель главы Военно-Антоновского айыл окмоту Шабдан Мусабаев. – С «первыми ласточками» мы встречались, беседовали с ними. У владельцев участков есть законные пути для трансформации земельных участков, они бы могли начать эту процедуру, но проблема в том, что закон есть, а самого постановления нет. И еще, нет генерального плана застройки. Без него люди хаотично построят себе дома, и в будущем это будет не современное село, а самый настоящий захолустный аил. Во избежание этого мы прокопали арыки, чтобы машины не могли заехать на поле, запрещаем людям строить дорогу. Чтобы контролировать ситуацию, мы вместе с депутатами айылного кенеша приняли решение вести на участке 70 га круглосуточное патрулирование. Для решения этой проблемы задействованы все структуры, но результатов никаких нет. Мы уже не знаем, куда обращаться, – посетовал Шабдан Мусабаев.

Удалось нам поговорить и с владелицей четырех соток Тамарой, на которой уже построены времянка и дом. Фамилию назвать она отказалась и фотографироваться тоже не захотела.

– Здесь мы живем уже больше года, – рассказала нам Тамара, – почти ежедневно к нам приезжают чиновники разного ранга и говорят, что строительство дома незаконно. Надоело! Мы купили участок на вполне законных основаниях. Сделка купли-продажи прошла в госрегистре. Красная книга есть. Да, там написано, что это земля сельскохозяйственного назначения. Человек, у которого мы купили участок, обещал нам трансформировать участок. Он также показывал нам генеральный план застройки. Я сама его видела, так что все здесь законно. А глава айыл окмоту беспредельничает. Понаставил тут милиционеров, которые не пропускают машины со стройматериалами, заставил перекопать поле, не дает людям начать строительство. Если глава айыл окмоту считает мошенником продавца участка, то почему не предъявляют претензии ему? Мы-то тут при чем? Не может найти его? Глупости! Продавец участков ежедневно сюда приезжает на черном джипе с покупателями и продолжает продавать участки. Честно говоря, несмотря на все запреты, уже вся земля почти распродана. Осталось чуть-чуть. Не хочет глава айыл окмоту нам подписывать бумаги, потому что ему, наверное, мало заплатили…

С точкой зрения Тамары полностью согласны остальные владельцы земельных участков и считают, что действия главы айылного окмоту неправомочны и им должны разрешить строить дома.

Обстановка на поле накалена до предела. Народ обозлен, и милиционерам нести службу совсем не просто.

Об этом рассказал и командир ОВД ППСМ Сокулукского района прапорщик милиции Дилшат Анарбаев.

– Конечно, иногда нелегко нам тут приходится. Возникают и конфликтные ситуации. Мы дежурим по три человека на участке круглосуточно. Сюда приходят многие: и покупатели, и владельцы участков. Вновь прибывшим мы объясняем, что участки продаются без права на жилищное строительство, а владельцы хотят начать строительство. Будет ли произведена трансформация земли на этом участке, мы не знаем, это не в нашей компетенции, так же как и «ловить» продавца-мошенника. Мы поставлены здесь для того, чтобы не пропускать машины со стройматериалами на данный участок поля.

 

Вместо заключения

Тема незаконного строительства объектов в Кыргызстане довольно банальная. Этим никого не удивишь. Все об этом знают, пишут, говорят, но кардинальных мер не принимается.

Принципиальная позиция главы айыл окмоту понятна – он защищает пахотные земли. Но тогда возникает множество других вопросов. Например, к сотрудникам госрегистра. Почему оформляя сделки купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения у них не возникают сомнения, что человек, прибывший с южного или другого региона республики, приобретает всего 4-6 соток? Ведь ясно, что он не будет выращивать на ней пшеницу и другие сельскохозяйственные культуры? Почему не охраняются земли сельскохозяйственного назначения, от которых зависит продовольственная безопасность региона, и почему так бездарно разбазариваются? Этих «почему» – бесчисленное множество, а ответа нет. Может зря «воюет» за пахотные земли Нурболот Мурзакматов? Возможно, в генплане развития Чуйская область отведена под один большой мегаполис с численностью в пять миллионов человек? Просто об этом нам еще не сообщили? Но кто накормит эти миллионы? Вопрос не праздный. Потому, наверное, глава айыл окмоту, как человек знающий цену пахотной земле, которой не так уж много в Кыргызстане, и готов бороться до конца с земельной мафией?

 

Нурия ШАГАПОВА.

Фото автора.